главная
АвторСообщение

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2210
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:19. Заголовок: Чистота и гигиена




Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]



cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2211
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:22. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Пантисилеи*

После падения Римской империи и с началом так называемого Темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы.
Производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны, и дело мастеров древности продолжили небольшие кустарные мастерские.



Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2212
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:24. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Пантисилеи*

Моду на чистоту привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время своих крестовых походов в арабских странах. Именно рыцари-крестоносцы в XII веке привозили в подарок знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили их в дар своим возлюбленным.
В XII-XIII веках в Европе распространилась идея турецкого хаммама, привезенная участниками крестовых походов. Культура средневековых бань распространилась и на другие страны Европы - северную Италию, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Англию, Скандинавию.

Начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель. Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
В XV веке в Италии, Савоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, свиное, баранье, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла – льняное, хлопковое, оливковое, миндальное, кунжутное, кокосовое и пальмовое.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2213
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:25. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Пантисилеи*

Отношения к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.

Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.



Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2214
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:26. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Пантисилеи*

Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).
Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.



Фернан Бродель. "Структуры повседневности: возможное и невозможное".Гл.4 "Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода":
" Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере"


Скрытый текст


Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2215
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:27. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Частные ванны

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2216
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:30. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Общественные бани

Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2217
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:31. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
-- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2218
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:32. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Добавки для Ванн

Травы
"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2219
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:33. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Масла
Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

Мыло
Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.



Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

cын папы
Возраст: 20 лет
В падении нравов не имел себе равных





Сообщение: 2220
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.12 16:35. Заголовок: *в связи с разбивкой..


*в связи с разбивкой постов перевыложено из поста Джулии Фарнезе*

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.
Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.
Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.
Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Специальная вода

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная
Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.

Для репутации важен размах, а не итог

Жизненный путь
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

король Франции
Возраст: 24 года
Меч и копье - оружие наступательное; латы и щит - оружие оборонительное; но книги - то и другое вместе.





Сообщение: 614
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.13 11:07. Заголовок: Продолжаю тему преды..


Продолжаю тему предыдущего поста...

По подборке Михаила Талако
"Устройство отхожих мест в позднее Средневековье и в эпоху Возрождения" Скрытый текст


Интересный вариант использования переулка в качестве уборной описан Боккаччо в новелле пятой второго дня Декамерона: два бруса, перекинутые через узкий проулок между домами на уровне второго-третьего этажа, и поперек них - пара досок. В принципе, хозяин дома обязан был с некоторой периодичностью очищать этот туалет. Судя по тому, что указ флорентийской Синьории от 1325 года запрещает устраивать уборные над общественными улицами, раньше такие брусья перебрасывались не только через проулки! (Антонетти "Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте")

Однако, и в просторной Флоренции был престижный и густозаселенный центральный район, где за чистотой следили строже. К 1330 году относится один из древнейших частных дворцов города, дворец Даванцати. Там впервые задокументировано появление туалетов - специальных кабинок в толще стены, которые сообщались с особыми сточными колодцами, под домом. К концу XV века такие туалеты появились не только во дворцах, но и просто в зажиточных домах. В среднем, раз в год они опустошались; содержимое отвозилось к центральным городским ямам-свалкам.
В XIV веке такая свалка располагалась около доминиканской церкви Санта Мария Новелла (там происходит действие новеллы девятой восьмого дня Декамерона).

История таких туалетов богато документирована благодаря многочисленным проблемам, связанным с их эксплуатацией: конфликты при использовании одной ямы несколькими соседями, расположение ямы под домом соседа, счета за выкапывание ям и за их регулярную очистку, затопление нижнего этажа перехлестнувшим через край содержимым... Канализационныые трубы во Флоренции были керамическими. В контрактах на постройку фундаментов домов можно найти требования на оставление дыр для подключения к "каналазации" - общей выгребной яме для нескольких домов, идущей вдоль улицы. Соображения по теории канализации можно найти в знаменитом архитектром трактате Альберти (XV век), доступном в том числе и на русском. Свидетельства современников (записки доктора Антонио ди сер Паоло Бенивьени, 1487, который занимался переустройством системы канализации в своем доме) рисуют картину, хорошо согласующуюся с этой теорией. (этот абзац - по Goldswathe, The Building of Renaissance Florence)

Подписано собственноручно.



Анкета персонажа

Сюжетные линии
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить

король Франции
Возраст: 24 года
Меч и копье - оружие наступательное; латы и щит - оружие оборонительное; но книги - то и другое вместе.





Сообщение: 615
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.13 11:10. Заголовок: Широчайшим распростр..


Широчайшим распространением во Флоренции пользовались и ночные горшки - они требовали минимальных затрат и могли эксплуатироваться в любой комнате. В новеллах Франко Саккетти (конец XIV века) этот атрибут флорентийской жизни богато представлен. Правда, используется он там не столько по назначению, сколько для проделывания нехороших шуток с друзьями. У него же можно найти интересные фразы, иллюстрирующие некоторые аспекты пользования туалетами, как-то: "Если ты сходишь в отхожее место и удовлетворишь телесную потребность, а в месте том будут висеть особые тряпки для этой потребы..."

Неизвестно, существовали ли тогда во Флоренции общественные уборные. Очень может быть. По соседству, в сравнительно небольшом городке Сан-Джиминьяно их наличие задокументировано. (Антонетти)

Надо отметить, что столь детально разобранная тут Флоренция не является нормой для Западной Европы. Многие авторы отмечают необычную чистоту Флоренции. Недаром Возрождение началось тут на два века раньше. В том же Париже царила эпоха ночных горшков, опустошаемых в окно; канализация, если и существовала, была открытой. Какое-то время парижская канализация стекала в реку, но потом это было отменено - половина населения зависела от речной воды (Thorndike, "Sanitation, Baths and Street-Cleaning in the Middle Ages and Renaissance", Speculum, Vol. 3, No. 2, 1928, 192-203). В1270 году был введен закон, запрещающий выплескивать отходы из окна. Спустя сто лет, отчаявшись бороться с его нарушением, горожане издали закон, что выплескивать все-таки можно, но перед этим необходимо трижды прокричать предупреждение. Впрочем, вопрос о том, каков на самом деле был уровень санитарии в средневековых городах, является сильно дискуссионным (Thorndike).
Для городов, стоявших на море, а не на реке, проблема канализации решалась проще - многие дома в Константинополе были оборудованы туалетами, стоки которых вели в море (Райс, "Византия").

А эти подробности - на всякий случай)
... На парусных кораблях всех времен и народов туалетное место обычно располагалось на носу - он омывался волнами, и, поскольку парусник обычно не располагается носом к ветру, запахи не попадали на корабль. На многих кораблях особых удобств там не было, максимум была площадка для этой цели. На других - туалет представлял собой круглое отверстие, очко, в горизонтальном настиле на самом носу корабля, сбоку от бушприта, около носовой фигуры.

Подписано собственноручно.



Анкета персонажа

Сюжетные линии
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



НАШИ ДРУЗЬЯ И ПАРТНЕРЫ:

.:XVII siecle:. Именем Короля - ролевая игра Соколиное знамя - ролевая игра Константинополь РИ Рыцарские истории Грезы Неаполя - ролевая игра Блистательный двор короля Франциска - ролевая игра Сидриан Сеймуры. Когда мы были королями Coalition RPG Новый Свет Легенды Каэндора Ролевая игра по мушкетерам В шаге от трона ролевая в стиле псевдоитории. Интриги Ролевая игра